Жителей Анапы называют анапчане; мужчина - анапчанин, женщина - анапчанка. Некоторые приезжие путают, называют "анапцы".
А молодежь составляет исключение: она нарекла себя анапезами. И некоторые жители туда же - считают себя анапстери. И все же, анапчане, анапчанин, анапчанка - уже точно на все сто процентов. Этот вариант примем, как окончательный. Другой, не менее интересный вопрос, кто они анапчане? Сколько их? И каков ареал их обитания? Тут уж надо исходить из местных официальных, а также исторических данных.
Многие туристы, прилетающие к нам, вполне уверенно считают, что анапчане, собственно, есть жители самого города-курорта. Ан нет! Город - лишь часть приличного по современным меркам муниципального образования город-курорт Анапа. Площадь его 981 квадратный километр. В его составе 51 населенный пункт. Включая такие заметные по размерам, как Витязево, Сукко, Большой Утриш, станица Благовещенская и другие.
В самом городе, по официальным данным на 1 января 2021, года проживает 94,3 тысячи человек. А во всем муниципальном образовании - 212,8 тысячи. И все они считают себя анапчанами. Национальный состав их разнообразен. Абсолютное большинство составляют русские - 86 процентов, за ними идут армяне - 7 процентов, потом украинцы - 2 процента, ну и 5 процентов прочие, среди которых белорусы, греки, татары, представители прочих национальностей и народностей и даже цыгане.
В последние годы в связи с миграционными процессами к анапчанам добавились узбеки, киргизы, азербайджанцы, казахи - и список можно продолжать в связи с обретением российского гражданства и браками, заключенными между ними и коренными жительницами и жителями. Что называется, полку анапчан прибыло!
И это действительно так! Чтобы в том убедиться, достаточно побывать в "Горгиппии" - музее под открытым небом в самом центре Анапы. Раскоп занимает площадь более сорока гектаров. На них перед взором изумленных туристов предстают фрагменты мощеных улиц, подвалов некогда богатых домов, ремесленных мастерских. С хорошо сохранившейся домашней утварью, амфорами для хранения вина, зерна и тому подобное.
А в археологическом музее, частью которого раскоп "Горгиппия" считается, еще больше артефактов - оружие в виде щитов, мечей, стрел и так далее, доспехов, скульптур, тех же монет, которые чеканились в Горгиппии, ставшей позднее Анапой и которой на сегодняшний день, по скрупулезным исследованиям ученых, две с половиной тысячи лет. Кстати, перед Горгиппией была еще Синдика - поселение на берегу Синдской гавани (сегодняшняя Малая бухта). И это был четвертый век до нашей эры. Его жители занимались рыболовством, торговлей, земледелием, развитием ремесел, как и потом в Горгиппии, чеканили монету и даже имели собственное войско, активно сотрудничали с греческими племенами, перенимали их культуру, традиции. Увы, мирно жить им не давали. То мешали воинственные набеги скифов. То не менее воинственных гуннов и готов. От бед местные племена бежали в горы. Население смешалось в готских, скифских, греческих колониях, образовались новые этносы. На территории современной Анапы появились предки адыгов, черкесов, зихов, касагов. А на месте прежней Синдики на протяжение 900 лет оставались одни руины. Возвращаться на опасные территории жители не пожелали. Лишь в 6-9 веках до новой эры византийцы на Большом Утрише построили крепость. Потом вслед за ними, в начале 14 века иные племена построили крепость Мапу, а век спустя османцы захватили все генуэзские колонии, переделали Мапу на свой лад, дав название Анапа - с черкесского "край стола". Потом Анапа стала фортом. Следует сказать - история Анапы полна трагических и героических страниц. В четырнадцатом веке, к примеру, генуэзцы называли город Напой. В нем, кроме них, жили и евреи. В том же веке по этим местам огнем и мечом прошел Тамерлан, разрушив все, но оставив не военные укрепления. Про османцев надо сказать особо. Русские с ними воевали тринадцать раз. По некоторым сведениям - одиннадцать. Войны шли в в четырнадцатом и двадцатом веках. Главное - за контроль над Причерноморьем и Кавказом, за право судоходства в черноморских проливах. И не только. Но и за права христиан в пределах Османской империи и право покровительства христианам со стороны русского монарха., за их освобождение от турецкого господства и включения в орбиту влияния России. Да, русско-турецких войн было тринадцать, пусть даже одиннадцать, важен их результат. А он таков, что 14 сентября 1829 года согласно Адрианопольскому мирному договору Анапа окончательно вошла в состав Российской империи. Россия прочно укрепила свои позиции на Кавказском побережье Черного моря. Как память о геройстве русского воинства, в Анапе сохранили монументальный памятник "Русские ворота", который притягивает к себе внимание тысяч и тысяч туристов.
"Русские ворота" - одна из главнейших достопримечательностей не только города-курорта, но и всей Кубани! Памятник военной архитектуры времен турецкого владычества в восемнадцатом веке. В верхнюю часть его вмонтирована плита с надписью: "Русские ворота 1854". На опорной плите " Крепостные ворота остатки турецкой крепости, построенной в 1783 году, названными Русскими в честь освобождения Анапы от турецкого ига в 1828 году". Внутри ворот, вход куда не доступен, стела с орденом на ней "За Кавказ" и еще одна надпись: "Здесь покоится прах русских воинов, павших у стен крепости в 1788-1828 годах". Туристы и анапчане склоняют головы перед их подвигом. А ребятня любит фотографироваться у пушек тех времен, поставленных у "Русских ворот".
Собственно, это очевидно и из исторических фильмов как нашего Отечества, так и зарубежных. Вспомним популярную и сегодня киноленту “Петр Первый”. Или “Войну и мир”. Многочисленные войска сопровождали представительницы прекрасного пола. Рождались дети. Становясь взрослыми, они пополняли население Москвы, Питера, Парижа, других российских и иноземных городов и получали статус москвичей, петербуржцев, берлинцев, ну и тому подобное. Далеко не исключение из правил, что войны времен Синдики, Горгиппии, русско-турецкие тоже приводили к появлению на свет детишек от местных женщин, чьими отцами становились воины разных стран, участвовавших в сражениях. Так что вполне может статься, что в иных анапчанах, анапчанинах, анапчанках течет кровь множества представителей разных национальностей и народностей. И они с полным правом считают себя анапчанами! Кстати, несколько слов о переселенцах. Они причастны к появлению в муниципалитете город-курорт Анапа станицы Благовещенской, поселка Благовещенский, станицы Николаевской (по имени святого) - ныне Анапской, села Витязево, ставшему одним из популярнейших курортов Всероссийской здравницы для семейного и детского отдыха и лечения. Живут в поселении потомки понтийских греков. Витязево его жители и гости еще называют малыми Афинами. Все здесь на греческий лад отели, пансионаты, набережная Паралия - с национальными портиками, скульптурами олимпийских богов, в ресторанах и кафе подают те же блюда, что и в столице Греции, как, впрочем, и горячительные напитки. Но жители курорта, который граничит с международным аэропортом и железнодорожным вокзалом, тоже называют себя по праву анапчанами.
Анатолий Пятибратов. Член Союза журналистов России и Казахстана.