Наследие. Очерк о Кубанской казачьей бане

Казачья баня

Светлой памяти моих дедов и родителей посвящается

Баня для современного человека звучит несколько анахронично. Да и нужна ли современному человеку баня, когда в век научно технического прогресса в каждом доме, каждой квартире, да что там, даже в мобильных средствах, таких как автодома, есть душевые, ванны, джакузи, бассейны и многие другие приспособления, с помощью которых человек удовлетворяет не последнюю из своих потребностей в поддержании чистоты и гигиены тела. Напоминание о бане у современного человека часто вызывает следующие ассоциации: там все голые; жара; когда льют воду на раскаленные камни; когда люди хлещут друг друга вениками; свободное время препровождение; друзья, любовь, веселье… и т.д., и т.п.

На самом деле, что же такое баня, какие ее корни, какой в ней прок, есть ли у нее будущее? Вопрос о бане такой обширный, что для того, чтобы на него ответить, необходимо, заглянуть в прошлое. Исторически точно установлено, что водные процедуры, как средства поддержания чистоты тела, были практически у всех народов, но вот виды водных процедур, температурные режимы, и, соответственно, приспособления и сооружения для данных процедур были у каждого разные. Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что большое значение в культурной деятельности человека было умение поддерживать здоровый образ жизни. При отсутствии в те давние времена письменности, данный опыт мог передаваться через сказания и традиции. Это сейчас каждый знает, что огромное значение в поддержании здоровья имеет образ жизни. Питание, физические нагрузки – поддерживающие тонус, эмоциональные и психологические составляющие позволяют гармонично развиваться человеку. В прошлом, выявляя факторы, положительно действующие на человеческий организм, люди создали требования к коллективному поведению. Данные требования складывались в традиции, которые на ранней стадии развития общества, при отсутствии научного обоснования вполне были логичны и не подвергались ни какому обсуждению. Так на заре человечества возникали традиции соблюдения общего порядка и иерархии, поддержания чистоты и здоровья.
Традиции складывались в культуру. Культуру поведения, жизни, работы, отдыха. Несомненно, культура здорового образа жизни занимала и занимает одно из важнейших мест в становлении и развитии общества. Культура банного дела длительное время строилась на принципах потребностей общества. Она имела явное разделение на общественные бани и семейные бани. Общественные бани создавались для поддержания чистоты среди людей, проживающих в плотно населенных городах и главное их предназначение - профилактика болезней через чистоту тела. Однако веками складывающиеся наблюдения о водных процедурах и теплового воздействия на выздоравливание больных привело к тому, что стали возникать лечебницы, применяющие бани.
Культура чистоты свойственна всем народам. Государство провозглашает здоровье нации своим достоянием, поэтому водные термальные процедуры применялись у древних греков и римлян, турок и народов населяющих современную Россию. Грязный и немытый человек был всегда порицаем в обществе.
История имеет такие яркие примеры, что когда в Европе, борясь за нравственную чистоту из религиозного фанатизма, стали запрещать показа голого тела и поэтому запретили и бани. Эпидемии чумы, тифа, оспы держали в постоянном страхе целые народы. И только возвращение культуры чистоты тела позволило вернуть спокойствие обществу избавившемуся от массовых болезней. Однако с потерей культуры банного дела была потеряна возможность индивидуального восстановления, очищения, оздоровления, реабилитации, коррекции.
У различных народностей, исходя из места проживания, культурных особенностей, природных факторов, возникали различные предпосылки или потребности в той или иной водной, тепловой, физической процедуре. Кочевые народы для очищения применяли нагретый воздух в юрте, и раскаленные в костре камни. Поливая на нагретые камни воду, получали пар, в котором прогревались, потели, очищались. Оседлые народы создавали постоянные места для очистки, очищения и омовения. Потребовалось строительство очагов, способных нагреть помещение и воду, а также строительство специальных помещений, в которых размещался очаг и принимались непосредственно процедуры. Для этого использовались различные доступные материалы. В лесной зоне самым доступным материалом было дерево, в степной – глина, в горной – камень, это и породило различные формы строительства не только жилых зданий, но и бытовых помещений.

Казаки, заселявшие Кубань в 17 – 18 веках, были в большей части из степных районов Малороссии, верховий Дона, частично из центра России. С собой они приносили традиции и культуру мест, откуда прибыли и устраивали свой быт согласно нажитым привычкам.
Но заселялась Кубань не на пустом месте: черкесы, адыги, греки, турки, и т.д. которые уже имели свои культурные и бытовые корни и привычки. Все это наложило отпечаток на культуру казаков, всегда умевших оценить как союзников, так и противников, умевших перенять самые интересные и прогрессивные идеи. Так, используя метод глинобитного строительства, все чаще казаки стали применять камень в строительстве. Строя вторую (или малую) хату для бытовых целей, в которой банылысь (мылись), пряли, скорняжничали, рукодельничали, в ней за печкой выгораживали «теплый вугол» (парную) без которой невозможно было хорошо пропариться и восстановить свое здоровье не только после трудовых будней, но и после боевых действий. «Велыка хата» (большая или главная) была только для отдыха, приема пищи, и детского содержания. Бедные казаки не всегда имели малую хату.
Казачьи постройки чаще всего строились методом пристраивания к Велыкой хате, малой хаты, далее шли кладовка, скотный сарай, конюшня.
Каждое строение имело как собственный выход во двор, так и имело проход из помещения в помещение, что выгодно было не только в зимнее и дождливое время переходить без выхода на улицу, но и диктовалось вопросами безопасности позволяя в случае нападения врагов выйти по наиболее безопасному выходу. Строения строили или в ряд по границе подворья, но тогда без окон со стороны улицы, или перпендикулярно к улице. Подворье, кроме явных дверей имело еще и тайные выходы, чаще из конюшни, позволяя безопасно выйти самому и вывести коня. Строения делали из различных материалов. В основном это были саманные, турлучные, глинобитные строения. Богатые казаки могли позволить построить деревянную Велыкую хату, или даже кирпичную. Богатство казаков было в их сыновьях, поскольку наделы земли давались с учетом количества душ мужского пола.
Выход из Велыкой хаты считался парадным, и его открывали только по особым случаям. В Велыкой хате было две – три комнаты (иногда больше) отапливаемые большой печью напоминающую по строению Русскую печь, она чаще и была фактически перегородкой между комнатами. Печь топили только в самые холода, в межсезонье пользовались теплом идущем из малой хаты открыв смежную дверь. В Велыкой хате только спали, и здесь находилась детвора. Это было чистое строение, где был и святой угол. В ней старались пол сделать из дерева. Из Велыкой хаты сразу попадали в Малую хату, которая была попроще. Состояла она из одной или двух комнат, также разделенной печью. Большая комната была бытовой, где проводили основное время: в этой комнате пряли, шили, шорничали, мастерили, стирали, готовили пищу, обедали, и даже мылись, хотя для полного мытья и парения существовала меньшая комната «теплый угол», отделенная перегородкой и примыкающая к печи. По окончанию работ казаки шли в Малую хату мылись, переодевались, принимали пищу и только после этого шли в Велыкую хату на покой.
Пол в Малой хате был глиняный и периодически перемазывался или как иногда называли - доливался (кстати и назывался он долывка). Кто говорит от того, что он доливался, кто - от того, что «дол» – означало «низ».
Печь в Малой хате – кабыца, устраивалась так, чтобы топилась с большой комнаты. Печь топилась постоянно, постоянно нужно было готовить пищу, греть воду, каменку. Только в жаркую пору в хате печь не топили: для этого на дворе строили дворовую кабыцу, и тогда вся хозяйская бытовая деятельность кипела вокруг нее, под теневыми навесами. Воду нужно было нагреть не только для мытья и парения, но и для стирки, для запаривания корма для скотины. Кабыца была подовой печью и имела большую топку, в которую помещались большие чугунки. Большая топка позволяла топить печь не только дровами, но и хворостом, тростником, кизяком. Печь была переделена на две части, в задней находилась каменная закладка, прикрываемая заслонкой со стороны теплого угла – парной.
Теплый угол – парная, были небольшими по объему, без окон, только в противоположном углу от печи под потолком был сделан продух – вентиляция. В этом помещении были две – три лавки. Одна лавка была высокой, в пояс взрослого человека. На этой лавке парились, мылись или мыли другого, проминали, пропаривали, обертывали. Для удобства эту лавку или приставляли к стене, или выставляли посередине, что облегчало проводить лечебные процедуры и парить. В парной часто устанавливалась кадушка (бочка) на 200 – 300 литров, с запасом холодной воды. В нее днем наносили воду, которую затем использовали для разнообразных хозяйских нужд, для последующего нагрева чугунками или в баке, монтируемом в печь (в более поздние времена). Из этой же кадушки брали воду и для мытья и для водных процедур (обливания, настои, компрессы и.т.д.), а также часто использовали как купель, окунаясь в нее после парения. Были еще и деревянные ведра, называемые «цебарками». В этих ведрах запаривали и настаивали веники, отвары трав. Еще применяли корыто – ваганы, раньше оно было сделано из дерева, позднее металлическое.
Пол был глиняный с уклоном к наружной стене и выводом через отверстие наружу воды. Сверху пол настилался камышовыми матами, соломой или сеном.

Быт казаков был тесно связан с военной службой, и поэтому физическая подготовка высоко ценилась в казацкой среде. Как оценивали современники казачью подготовку: казаки были всегда в списке элитных воск; казачьи заставы были самыми передовыми форпостами империи; казачьи пластуны славились своей подготовкой в качестве военных разведчиков; из самых трудных и ответственных боев казаки выходили с наименьшими потерями. В быту это были умелые крестьяне и ремесленники, расчетливо ведущие хозяйство и выживающие в самых экстремальных условиях. В чем секрет такой подготовки? Конечно, прежде всего, в качественной тренировке как военной, так и физической и конечно в поддержке здоровья. Хорошей традицией у казаков была перед ответственной битвой хорошо помыться и надеть чистое белье. После тяжелого труда и военного похода очищение и омовение, было обязательной ежедневной процедурой. Казаки тщательно следили за содержанием лошадей, формы, оружия, великолепно разбирались в системах поддержания здоровья и методах оздоровления.
И одни из механизмов создания режимов и методов была баня.
Справедливости ради надо сказать, что термин «баня» начал использоваться сравнительно недавно. Данное слово было созвучно малороссийскому слову «баниться», что означало мыться. Поэтому применяя водные очистительные процедуры – говорили: «банылысь». Казаки были еще умелыми знахарями и врачевателями способными использовать природные методы по восстановлению сил и здоровья после тяжелой работы и тягот военной службы. С помощью банных процедур восстанавливали здоровье, гнали хворь и ломоту. Правили суставы, лечили растяжения, ушибы. В периоды постов баня помогала легко переносить воздержание в питании, из-за чего оздоровление организма шло более полноценно.
Для мытья чаще использовалось обмывание тела горячей водой с предварительным его распариванием. Парились паровыми процедурами по причине того, что нагреть воду для омовения легче и проще распарить тело, чем нагреть воду для ванных процедур.
В таком случае логически стоит вопрос: «Так что, имея сейчас горячую воду без проблем, и значит ванная заменит баню?»
Было бы так, если бы баня была только местом для мытья.
В прошлом, следуя традициям, человек не задумывался и соблюдал правила, выполнял их с обязательной скрупулезностью, доводя некоторые действия до догм. Живя в чистом виде с природой, люди прошлого не подвергались такому воздействию стрессов как современники. Психически и душевно больных было по этой причине значительно меньше, чем в мире урбанизации и научно технического прогресса. Поэтому баня в прошлом давала человеку то, что больше всего ему требовалось. В больших городах при значительном скоплении людей велика была опасность возникновения эпидемий болезней, возникающих, прежде всего по причине ухудшения гигиенических норм. Бани строились во всех крупных населенных пунктах, при чем для бедного сословия строились бесплатные бюджетные бани. Существовали и коммерческие бани, основной задачей которых было удовлетворение спроса богатого населения. Существовали еще и войсковые бани, которые были как стационарные, так и передвижные. Передвижные располагались в шатрах и использовались в походных условиях воинских подразделений, но с начала 20 века в Русской царской армии стали создаваться передвижные бани оборудованные стационарно на лафетах и на базе грузовых автомобилей.
Но самой самобытной была семейная баня, которая была если не в каждой семье, то, по крайней мере, у многих.
Поверхностный анализ может привести к мысли, что основная роль бани - это ее помывочная функция.
Однако с развитием медицины многие ученые и практики обратили внимание на то, что баня оказалась почти универсальным средством борьбы с простудными болезнями, банные процедуры были показаны больным с нарушениями обмена веществ. Они производили успокаивающее действие на нервную систему, расслабляли мышцы, улучшали кровообращение. И уже в 18 веке многие лечебницы, сначала в России, а затем и в Европе, стали применять банные процедуры для своих клиентов.
Можно разумно заметить: «Ну вот и определились о месте бани: в домашних условиях для мытья; в лечебном заведении – для лечения». Но это опять будет поспешный вывод.
Баня при регулярном ее применении не менее раза в неделю оказывает еще и профилактическое действие против таких болезней как простудные, сердечно сосудистые, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, аллергические, кожные и многие другие. У людей, регулярно пользующихся баней, укрепляется иммунитет. При таком раскладе значение бани многократно возрастает, и самой универсальной и востребованной становится семейная баня. С учетом роста влияния стресса на человека, могу еще дополнить, что баня - великолепный против стрессовый механизм воздействия на человека. Принятая баня после тяжелого и напряженного дня приводит сначала к полному расслаблению организма, а затем полностью восстанавливает все жизненные силы. Улучшаются умственные возможности, мышцы освобождаются от тяжести, кишечник нормализует работу, проходят спазмы, восстанавливается тонус. В бане человек способен войти в состояние медитации и транса что говорит о том, что обстановка и душевное состояние человека вступают в резонанс и наступает полная гармония с природой. Именно с природой. Я не оговорился, поскольку баню можно назвать природным фактором, соединившей в себе четыре стихии: огонь, воздух, воду, землю (камень, металл). Грамотно применяя данные стихии, человек как раз и входит в гармонию с природой. Омовение, оздоровление, лечение, очищение, релаксация, восстановление – это составляющие общего процесса гармонизации и сохранения цельности человеческого организма во всех отношениях, и все это относится к воздействию бани на человека.
Банное искусство - это опыт, знания, традиции предков, где дело врачевания и сохранения здоровья, жизни человека природными средствами, которые исторически складывались долгие годы в мастерство и умение банного мастера, банщика, массажиста-парильщика и банного реабилитолога, которые на сегодняшний день востребованы и необходимы всему человечеству. Это достояние нашего народа, уникальная здравница, не имеющая аналогов в мировой культуре по реализуемым оздоровительным возможностям.
Это уникальный тренинг- комплекс для восстановления и укрепления иммунной системы человека.

Казачья баня
Теперь необходимо понять, знали ли о данной силе и свойствах бани наши деды, Кубанские казаки.
Могу с уверенностью сказать: Знали и умело использовали.
В банях (дополнительно подчеркну, раньше ее называли не всегда так: и второй хатой и малой хатой, и дальней хатой, но сути от этого не меняется поскольку для нас главное - назначение) казаки мылись, выполняли бытовые работы в виде стирки, сушки трав, приготовления отваров, починки одежды и снаряжения и т.д. Но кроме этого в бане знахарничали, рожали, зачинали, костоправили, делали припарки, примочки, проминали (массажировали). Всеми этими приемами владело основное большинство казаков, это было обязательным и само собой разумеющимся в каждой семье, за исключением разве - знахарство, костоправство и ведание трав было не каждому дано.
Если меня спросите, а куда делась баня с Кубани в наше время, то я вам расскажу краткую историю на примере моего рода.
Мой дед по материнской линии был из казачьей семьи, где в роду были лекари и кузницы. Кузнечное дело спасло моего деда от раскулачивания в 30-е годы прошлого века. Кузнецы ценились при всех режимах. Профессия кузнеца позволила моему деду сохранить и баню (малую хату).
Не секрет, что Советская власть стремилась уничтожить казачество как класс, и любыми средствами уничтожало не только казачий быт, но и самих казаков. Казаков семьями ссылали в Сибирь, отправляли работать на каналы, шахты, рудники, лесозаготовки. Неоднократно проводились продовольственные разверстки, выгребались все продуктовые припасы. Кубань от голодомора, похожего на Украине и в Поволжье, спасли только ее природные богатства – рыба и дичь.
В последующем вместе с продовольственным налогом был введен и налог на имущество, Которым было обложено все движимое и недвижимое имущество, в том числе куры, овцы, коровы, лошади, плодовые деревья, строения.
В такой ситуации «население» Кубани, так теперь назывались казаки, поскольку по идейным соображениям пытались стереть историю казачества, дошли до полного обнищания. Люди, чтобы уменьшить налоговое бремя, стали резко сокращать поголовье скота, вырубать деревья, сносить постройки, без которых можно было обойтись в суровое время. Конечно, бани (вторая или малая хата) первыми попали под слом. Делали это под видом ветхости или под действием стихий. Многие строения были сделаны из самана или глинобитные мазанки и стоило повредить камышовую крышу, как зимние дожди полностью уничтожали строение даже за одну зиму.
Мой дед как кузнец пользовался определенной льготой и сохранил баню, пользуясь ею до самой своей кончины (до 1976г).
Вот таким образом в Советское время была уничтожена на Кубани одна из культурных традиций – семейная баня.
Сосланные в Сибирь казаки (раскулаченные), оставшиеся в живых, не имели таких ограничений по строительству бань и смогли сохранить данную традицию. Мне приходилось встречаться с внуками потомственных казаков, которые сейчас возвращаются на Кубань, так вот они говорят, что в Сибири стоят еще их дедами построенные бани, применяя традиции своих отцов. Получается что Сибирь за годы советской власти оказалась фактически инкубатором, в котором сохранилась сама баня, заповедником банного искусства. И, несмотря на то, что большинство банных традиций было утеряно, сам дух банного дела, принцип паровой бани остался жить. Именно этим можно объяснить, что больше всего производителей банного оборудования находится в Сибири. Самые инновационные разработки также произошли из Сибири. Новосибирск стал не только колыбелью банного производства, но и законодателем технологических правил оценки оборудования, его способности отвечать не только технологии и функциональности применительно к банному парению, но и современному человеческому бытию требующему экономичного расходования природных богатств. Так, например, разработка парообразователя компании Теплодар, полностью отвечает самым строгим требованиям банных специалистов к качеству пара, и при этом не требует для процедуры больших затрат.
Так какими секретами владели наши деды, что банное дело не только не изжило себя, но возродилось и стало востребованным в наше время?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вначале разобраться: Что такое баня?
В понимании технолога банного парения – баня это: паровые режимы с умеренной температурой с применением веничного массажа, настоев трав, водных и воздушных процедур.
Я сознательно в данном определении не указываю о бане, как о помещении или комплексе помещений, в которых принимают банные процедуры, поскольку в различных местностях помещения для банных процедур строили из различных материалов и с всевозможными различиями присущими традициям и привычкам которые вынесли казаки, переселяясь из тех или иных мест. Так в степной зоне строения строили из глины (саманные, глинобитные, мазанки). В лесной зоне ставили срубы, или дощатые обшитые горбылем. В горной местности были и помещения сложенные из камня. И значит, мы, повторяясь, уйдем в область строительных технологий.
Еще будет правильным не акцентироваться на строении, применительно к историческому факту, поскольку слово «баня» применительно к семейной бане не применялось. Термин «баниться» - что означало мыться по малороссийски, было в ходу, как и слово – париться.
Поэтому в данной статье, чтобы не было путаницы, баня – это термин применительно к банным процедурам.
Логично мы подошли к раскрытию термина - банные процедуры.
Банные процедуры – это действия, которые направленные на поддержание здорового образа весь период жизни человека, основанных на применении термальных, водных и воздушно-паровых режимах.
История, особенно написанная в советское время, мало донесла нам фактов из быта казаков, еще меньше их при рассмотрении, на чем же основывалась сила и ловкость казака. В советское время, говоря о лихости казаков, упоминается какое то свойство сродни бесшабашности и бездумности. И мало источников указывают на то, что лихость, сноровка, смекалка, выносливость казака основывалась на его подготовке, тренированной ловкости, крепком здоровье.
Мой дед говорил: «Справный, да ловкий казак – добрый казак, а хворый, да кривой и себя погубит и товарища подведет».
Казаки постоянно следили за выправкой и здоровьем – это то богатство, которое, как говорили «ни за гроши не купуешь, ни позычишь, ни у ворога не визмешь».
Поэтому баня в жизни наших дедов была первой необходимостью, именно благодаря ней сформировался уклад крепкой и здоровой казачьей семьи.

Пьяное и разгульное житье, которое приписывалось казакам, было специально раздуто большевистской пропагандой, чтобы вытравить сам дух казачьего рода.
Традиции казаков были направлены на укрепление казачьего сословия. Из поколения в поколения в больших патриархальных семьях старшим поколением прививалось младшим умение строить жизнь, быт. Старики занимались воспитанием детей начиная с 5 летнего возраста, прививая им не только трудовые навыки, но и давая основы военного мастерства, через физическую подготовку, учили выносливости и умению выживать в трудных условиях. Обязательным было приучить к выправке, опрятности, чистоплотности, умению залечивать раны, противостоять болезням. То, что мы сейчас говорим о поддержании здорового образа жизни, для наших дедов было само собой разумеющееся. А здоровье начинается с чистоты тела, поэтому мылись казаки каждый день. И в обязанности детей входило натаскать воды из колодца или речки, хвороста или камыша, истопить кабыцу (печь) в «другой (малой) хате» и к приходу старших все было готово для мытья. В «теплом углу» за легкой перегородкой, отделяющей часть помещения, возле печи грелись, парились, омывались, обливались напарами трав, обертывались распаренным сеном, когда хвороба прицеплялась, растирали тело маслами, медом, прополисом, солью, разминали тело. Все эти процедуры подбирали в зависимости от состояния или от желания и во всех них каждый разбирался с детства.
Конечно, были хвори, которые были непонятны простому казаку и тогда шли к знахарю, травнику, костоправу, который или подбирал травы, или разминал тело, ставил суставы, читал заговоры и все это проходило чаще, после того как больного прогреют, распарят, расслабят.
Для парения веники применяли не часто, их берегли, поскольку в округе было мало пригодных для этого деревьев. Веники заготавливали с дуба, клена, и применяли в торжественных случаях и по желанию, а чаще парили при помощи рушныка. Рушнык для этого замачивали в отваре трав, после этого выжимали. Влажным рушнком нагоняли паровоздушную смесь на парящегося, после чего нагретым рушником протирали тело, делали компрессы, обертывали.
Для отваров для компрессов и обливаний применяли следующие травы:

  • череду, отваром ее лечили многие кожные болезни, особенно у детей – купая их в этом отваре;
  • ромашку антисептическое действие, которой было эффективно против угрей и прыщей, мыли отваром голову;
  • пустырник хорошо успокаивал после тяжелого дня;
  • зверобой применялся как эффективное ранозаживляющее средство;
  • тысячелистник хорошее кровоостанавливающее средство и при чесотке ;
  • полынь как средство от паразитов.

Существовали травы и для чаев – узваров

Узвар делали или с одной травы или из смеси трав в зависимости от хворобы или желания.

Были узвары от горячки, лихорадки, головной боли, болях в животе, коликах в боку (чаще желчнокаменной и почечно-каменной болезни).

Узвары готовили из смеси трав, очень был распространен состав для крепости духа и тела, который пили не только в бане, но и каждый день, это сбор был из листьев земляники, смородины, малины, облепихи. В ходу были мята, мелиса, чабрец, солодка.

Узвары еще были и ягодные и плодовые. Ягодные варились с облепихи, смородины, крыжовника, малины, ежевики (ожына). Плодовые из яблок, груши, сливы, алычи.

Применяли в бане (буду продолжать называть более привычным для нас словом далее Малую хату в ее функции соответствующую понятиям «баня») еще и мед и прополис. Мед не только добавляли в узвары, но и еще им натирались в перерывах между парениями. Прополис добавляли в отвар трав, которые применялись для компрессов и обливаний

В бане никогда не употребляли спиртные напитки, даже квас был редкостью, потому что для его производства необходима была рожь, а на Кубани сеяли пшеницу. Да и вообще традиции запрещали разгульную жизнь, поскольку жизнь казака всегда была сопряжена с опасностью. За многие годы традиция была отшлифована и дошла до нас сводом правил, о том чего нельзя делать в бане. В бане нельзя было париться при горячке, при сильных кровотечениях, с непокрытой головой, в бане не шумели и не ругались, дабы не осквернять чистое место, прежде чем париться, омывались водой, чтобы удалить с тела пот и сторонние запахи. Перед парением вначале хорошо прогревались, после этого разминали тело. Для казака крепкое тело, как мы понимаем сейчас физическую культуру, было необходимостью, отвечающей требованиям военного дела и нелегких трудовых будней. Массажные процедуры помогали быстро восстановить мышечную активность, излечить от возможных простудных заболеваний. И глубоко ошибаются люди, когда заявляют, что баня раньше была для просто мытья. Массаж был такой же необходимой процедурой как гигиенические очистительные процедуры. Отлично помню, в бане был рубель (это дугообразная доска с зазубринами как у шестеренки применяемая ранее для глажения белья). Так вот дедушка разминал тело пальцами, а у бабушки не хватало сил промять крепкое тело деда, вот тогда она прибегала к помощи рубеля.

Когда тело было хорошо размято его опаривали, обильно смачивая отварами трав вениками или рушныком, по мере разогрева тела, обливали его контрастными порциями воды, после чего снова интенсивно парили и обтирали веником или рушныком, смоченными в травяном отваре. Для лучшего прогрева применялись обертывания в льняную ткань или укрывания сеном. Голова парящегося весь период парения должна быть укрыта или льняной тканью, или шерстяным колпаком, или сеном. Парение делали от ног и рук к центру тела. Более интенсивные действия проводились на руках и ногах. Более щадящую технику применяли на спине, берегли область почек, печени, шею. Голову не парили вообще. Однако шею и голову массировали руками, когда болела голова или сковывало шею. Парилась и мылась вся семья, но если все не помещались, то сначала вымывали детей, потом мылись взрослые, а в конце пожилые.

Такие вот действия проходили в казачьих хатах, которые мы сейчас называем банями.
Паровая баня – это культурное наследие, которое мы еще не потеряли.

Да, утеряны многие традиции, знания, опыт, но наша задача - собрать по крупицам то, что осталось, довести все до логической закономерности, отшлифовать, развить и углубить практическими делами. Создание такого труда и переданного из поколения в поколения наследия и приведет нашу культуру к преемственности и нам не будет стыдно перед своими детьми за бесцельно прожитые годы.

Белый Константин, Анапа
Вернуться в раздел История Анапы.

vk-video

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом