Культура Причерноморья

В первые века нашей эры Горгиппия превратилась в один из наиболее богатых боспорских городов. Об этом говорят и памятники искусства, и многочисленные греческие надписи, высеченные на мраморных и известняковых блоках. По количеству надписей Горгиппия уступает только столице Боспорского государства - Пантикапею, где их обнаружено более 850. В Анапе и ее ближайшем округе найдено более 120 надписей, тогда как в Танаисе - 76, в Гермонассе - 65, Фанагории - 41, а в других городах значительно меньше. Подавляющее большинство горгиппийских надписей относится к периоду между концом I в. н. э. и первыми десятилетиями III в. н. э., т. е. ко времени последнего и наиболее яркого расцвета Горгиппии. В нескольких надписях перечислены имена горгиппийских граждан, объединившихся в союзы, называемые по-гречески синодами, или фиасами. Такие союзы создавались и как объединения для почитания какого-либо божества, например Бога высочайшего (в Танаисе), и как объединения лиц одной профессии. Плиты с высеченными на них надписями: царскими декретами, списками граждан, посвящениями богам и боспорским царям, стояли в общественном центре города, на его главной площади - агоре. Здесь же аходились самые большие здания. По своей архитектуре они напоминали постройки в современных Горгиппии городах Средиземноморья. Системы водопроводов, водостоков и водоотводящих каналов, приемы мощения магистральных улиц, устройства колодцев мало чем отличались от тех, которые использовались в провинциальных городах Римской империи. Вместе с тем все исследователи обращают внимание на серьезные перемены, происходившие в культуре Причерноморья и Боспора в первые века нашей эры. Меняются вкусы боспорских гончаров, художников и скульпторов, происходит процесс, получивший в литературе название «варваризации», или сарматизации, Боспорского царства. Его обычно объясняют проникновением варваров и особенно сармат в среду боспорского населения. В многочисленных боспорских монументальных надписях, содержащих списки граждан, и особенно в надписях II-III вв. часто встречаются сарматские имена. преемниках для управления Горгиппией и Феодосией назначали особых царских наместников, чего не делали для других боспорских городов. Даже боспорские цари носят имя Савромат, происходящее от племенного наименования сармат. На монетах некоторых босцорских царей, так же как и на каменных плитах с их надписями, встречается изображение тамги - сарматского знака, вероятно, являвшегося родовым знаком царей. Аналогичные явления характерны и для Горгиппии. Если в списках горгиппийских жителей, ставших победителями в спортивных состязаниях в III в. до н. э., большинство имен греческие (среди них встречаются личные имена Скиф, Синд и Сиидок, происходящие от этнических наименований местных племен скифов и синдов), то в надписях первых веков нашей эры преобладают имена сарматского круга. Среди сосудов, употреблявшихся жителями в первые века нашей эры, получают распространение горшочки с залощенной поверхностью и с ручками в виде фигурок кабанов. Гончары, изготовляющие кирпичи и черепицу, ставят на них клейма в виде тамги. Приобретают популярность примитивно сделанные глиняные статуэтки конного бога, сидящей богини и другие, иконография которых не связана с изображениями греческих божеств, широко распространенными в предшествующий период. Взаимовлияние местной и греческой традиции находит отражение в надгробных рельефах и скульптурах и прежде всего в скульптурном портрете наместника Горгиппии Неокла. Статуя эта была воздвигнута в 186 г. его сыном Геродором. Неокл изображен в длинном до пят хитоне и в плаще, перекинутом через левое плечо и окутывающем всю фигуру. Именно так одевались греки. Так изображали греческие скульпторы своих выдающихся ораторов и писателей. Широкоскулое лицо Неокла с небольшой пушистой бородкой и длинными усами обрамлено короткими кудрями. Подобную прическу мы встречаем и на портретах древнегреческих философов. Но на шее Неокла гривна - массивный обруч, концы которого спереди заканчиваются змеиными головками (между ними подвеска в виде головы быка).

Такие украшения характерны для галлов, скифов и других варваров и никогда не встречаются на скульптурных изображениях греков и римлян. Широкоскулые и уплощенные лица представителей иного, пегреческого, этнического типа боспорян мы видим и на надгробных рельефах. А наряду с этим встречаются изображения, напоминающие надгробия жителей средиземноморских городов Греции. В некрополях Горгиппии, Фанагории, Кеп и других боспорских городов находят костяки с черепами, деформированными по сарматскому образцу, отдельные погребения, в которых умершие лежат в скорченном положении в соответствии с варварскими погребальными обрядами. А иногда в могиле, где, судя по обряду, был похоронен меот или сармат, обнаруживают такие вещи, которые обычно встречаются в погребениях греков. Итак, в Причерноморье и Горгиппии элементы греческой культуры тесно переплетаются с элементами культуры окружавших Горгиппию варварских племен - синдов, меотов, сарматов и др.

vk-video

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом