Как и у многих других народов, она в общем и в целом зависит от региона проживания на планете, климатических особенностей, продукции сельского хозяйства, которую родит земля. И в этом смысле Адыгее, или как ее еще называют местные жители и туристы - Горная Республика, сильно повезло: будучи в составе Южного Федерального округа России, площадью в 7600 квадратных километров, протянувшаяся с севера на юг на 208 и с запада на восток на 165 километров, протяженностью границы в 900 километров, она со всех сторон граничит с Краснодарским краем, а конкретно его районами - Красноармейским, Динским ,Усть-Лабинским, Кургалинским, Адлеровским, Лазаревским, Хостинским, Апшеронским, Северским, Белореченским и с самой столицей Кубани Краснодаром. При этом северная ее часть - равнина, а южная - предгорья и горы Большого Кавказа. На ее равнине можно заниматься выращиванием зерновых культур, винограда, овощей и фруктов, животноводством, птицеводством, в предгорьях и на альпийских лугах также животноводством - на их просторах пасутся большие отары овец. Отсюда и разнообразие в ассортимент питания адыгейцев, национальные особенности их кухни.
Об этом можно судить по меню адыгейцев. Любят они такое превосходное блюдо, как чэтлибж, а попросту говоря жареную курицу с добавлением пшена, сахара, чеснока. С удовольствием готовят и подают к столу чэтгажак картоф хэлаз - ту же жареную курицу, но с картофелем. Ну, а кто откажется от ароматного и аппетитного шашлыка на той же дивной природе - у горной речки, озера у ледников?! Но адыгейский шашлык разительно отличается в приготовлении от того, который жарится в других регионах России или в зарубежье. Мясо молодого барашка не маринуется. Оно отбивается деревянным молоточком до округлой формы, и доводится до полной кондиции на костре, при этом его поливают специально приготовленным рассолом, что придает ему сочность и неповторимый изысканный вкус и аромат. А, вот, вареное, жаренное, тушеное мясо солится чесночной солью (адыгейская соль), посыпается специями и подается с зеленью - чаще всего с кинзой. Популярно у адыгейцев блюдо щипс, соус из бульона с добавлением пшеничной муки, сливочного масла, специй и лука. Подается соус к мясу с мамалыгой, сваренной из кукурузы или кашей из пшеничной муки (пастэ). При этом мясо и кусочки мамалыги макают в щипс, и едят. Посетители ресторанов и кафе с удовольствием заказывают на второе плов по адыгейски. Повара готовят его чаще из баранины и риса. Но есть и другой национальный плов - лапша. Называется он Тхфупханк - слово трудно выговариваемое нашим братом - славянином, но само блюдо вкусное и сытное.
Назовем блюда, которые тоже довольно часто присутствуют в меню: дэшхолэпс - суп с фасолью и орехами; лищкис - гуляш; гуубат - слоеное тесто с сыром; щипси - суп по абхазски; дженчипс - суп с фасолью и рисом; натрыфыпси - суп из толченой кукурузы. Ассортимент блюд адыгейской национальной кухни можно продолжать. Но лучше всего узнать о них из книги-кулинарии. Она, кстати, дает и рецепты их приготовления.
Главный из них - виноградное вино. Называется оно - санэ. Считается напитком долгожителей. Есть конечно и производства винзаводов. Но адыгейцы чаще всего предпочитают собственного приготовления. По вкусовым качествам оно может различаться, но всегда изумительно и восхитительно по аромату и букету. Популярен напиток бахъсымэ. Готовится он так - кукурузная мука просеивается, заливается кипятком, подсушивается на противнях до коричневого цвета, крошится, добавляются мука и сахар. Все это заливается водой и выдерживается три дня. Получается легкий хмельной напиток. Его разливают в графины и подают к столу охлажденным. А то и просто угощают, когда вы наведались к другу или знакомому. Отказываться ни в коем случае нельзя: обидите хозяина. Приятный на вкус и сытный. Кстати, нечто подобное готовят и в Киргизии. Только называется напиток по другому - буза ( бузо). Он из пшена или овсяных хлопьев, с добавлением сливочного масла, дрожжей, пшеничной муки, сахарного песка. Но хранится в "красном углу" в емкостях, тех же флягах. Пришли в гости, присели на кошму, и вам в чаше преподносится бузо. По вкусу у каждого, как и у адыгейцев, напиток разный. Но тоже приятный на вкус и сытный. Отказываться выпить нельзя: из уважения к принимающей гостей стороне. Ходит молва, что в Адыгею, как и в другие места России, рецепт хмельного напитка завезен в ходе татаро-монгольского нашествия. Есть он и у славян, только у тех же русских называется бражка и готовится в домашних условиях с добавлением хмеля. А иногда для крепости и табака. Не дай Бог последнего выпить: в народе прозвали "спотыкач" - вроде, и особо-то не увлекался, но ноги вдруг враз отказали, хотя голова ясная, а потом сплошное беспамятство!
Содержимое любого стола в адыгейской семье - Божья пища! К ней нужно особое трепетное отношение как , собственно, и к самому столу. К последнему категорически нельзя поворачиваться спиной. После пиршества все встали, но один из гостей продолжает сидеть, и это тоже уважение к столу, своего рода один из элементов обеденного ритуала. Ни в коем случае нельзя отказываться от приглашения сесть за стол: означает враждебное отношение к хозяину. Застолье - это священнодействие, довольно сложный этикет. Первым к пище прикасается старший гость, за ним старший из хозяев. Есть надо аккуратно, не нарушая структуру блюда, а не так, как в иных местах наблюдается - перемешал все содержимое тарелки, и, ну за ложкой ложка, за вилкой вилка в рот. В далеком прошлом остатки пищи отдавались родственникам по статусу ниже положения хозяев, слугам. Сейчас рекомендуется все съесть без остатка. При питие напитков тоже соблюдается ритуал. Если все поднялись, чтобы выпить стоя, один из присутствующих должен сидеть. Адыгейцы выпивают за славу Божию, во имя святых, во здравие родителей, в честь погибших друзей в память о подвигах, И делается все это с большой торжественностью, словно совершается священнодействие. Так по крайней мере писал один из европейских путешественников, побывавший в Адыгее и оставивший на этот счет свои путевые заметки. Застолье - часть досуга, как, к примеру, у узбеков в чайхане. На этот счет есть и поговорка:" Время, проведенное за столом, в общий объем жизни не входит". Так по крайней мере ее дословный перевод. Кстати, престижная часть разных блюд у закавказских народов разная. У адыгейцев - крылышко курицы, которое и подается почетному гостю или старшему за столом. У кабардинцев - куриный желудок. При раздаче баранины - у кабардинцев превыше всего считается правая часть головы. У адыгейцев - курдюк. Тут уместно сказать о дастархане ( праздничном столе) казахов, у которых тоже сложный застольный ритуал. Во главе стола - самый старший аксакал даже если присутствуют по чину его выше. И начинается священнодействие - каждому от головы своя часть, при этом со смыслом и пожеланиями вслух типа - если подают глаз, то, чтобы гость или родственник зорче видел; ухо - лучше слышал и мотал на ус, язык - был красноречив, кусочек мозга - вдумчив и умен, талантлив, если ты, к примеру, журналист или писатель. Словом, премудро все!
Это уж под занавес. Отличная, надо сказать приправа! Ее продают, в частности, в супермаркетах и обычных магазинах. Используют вместо поваренной соли. При приготовлении плова, мясных блюд, рыбы, супов и так далее. Кстати, ее можно приготовить и самим. Для этого в известных пропорциях взять обычную или морскую соль, добавить к ней сушеный чеснок и пряности - те же сушеные: кориандр, петрушку, укроп, молотую паприку, хмели-сунели - у каждой адыгейской семьи есть свой рецепт, но и мясо, и рыба, и разные блюда с ее добавкой просто объедение, с ложкой, что называется, проглотишь!