История дольменов

В истории дольменов больше вопросов чем ответов.

Дольмен – (кельтск.) «tol» - стол, «men» - камень. т.е. «Каменный стол». Относятся к культуре «мегалитов» - (от греч.) «огромные камни». Носители этой удивительной культуры точно не определены, но памятники оставленные ими поистине грандиозны. Название европейское не спроста, распространены дольмены довольно широко. Можно проследить интересную последовательность их распространения. Ранние дольмены встречаются на западном побережье Чёрного моря, затем полоса их распространения простирается к Малой Азии, далее Ближний Восток.

Палестина – Северная Африка – Испания – Португалия – Франция – Голландия – север Германии – по Дунаю к Балканам – Западный берег Чёрного моря. Таким образом прослеживается замкнутая петля. Видимо носители «Дольменной» культуры мигрировали по этому маршруту. Правда, существуют отдельные дольмены и в Центральной Африке, и Индии, и даже в Японии. Но все-таки самыми интересными для исследователей стали дольмены Северо-западного Кавказа. Название Каменный стол дано не спроста - наличие массивной крышки, которая венчает практически каждый дольмен, делает похожим на стол. Кавказские дольмены практически все индивидуальны, хотя на протяжении десятилетий археологи не оставляли попытки найти некую математическую закономерность их структуры. Но по выражению известного советского археолога Марковина, исследователя дольменов посвятившего им несколько десятилетий своей жизни, - эта затея с систематизацией этих каменных монументов «искусство – ради искусства», наподобие средневековой схоластики. Вряд ли древние строители подозревали о некоторых математических закономерностях, под которые пытались подвести дольмены их исследователи. Скорее важно понять, что пытались показать постройкой дольменов их создатели.

Научные исследования кавказских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. С середины ХХ века этой проблемой занимались археологи Тешев, Кондряков, Аутлев, Марковин. Благодаря их работе сейчас раскрыты многие вопросы касающиеся дольменов.
Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов. У местных построек несмотря на их определённое сходство с европейскими дольменами есть и свои особенности, например практически у всех кавказских дольменов с фронтальной стороны сделано отверстие, как правило, круглой формы диаметр которого колеблется от 37 до 43 см. Видимо кавказские дольмены более поздние, чем Европейские и это прослеживается по их более правильной форме. По Иессену они датируются примерно 2500 г. до. н.э. период постройки дольменов продолжался около 900 лет, после чего следы их строителей исчезают.
Характер находок сделанный в дольменах позволяет сделать два вывода – это были погребальные сооружения т.к. в нетронутых дольменах найдены останки человеческих погребений (как правило кости присыпанные красной охрой) и предметы погребального инвентаря. – второй вывод - это несомненно культовые постройки, о чем свидетельствует их монументальность, астрономическая ориентация (некоторые исследователи делают вывод, что отверстия дольменов направлены на место захода солнца в определенные дни).
Несмотря на то, что Владимир Иванович Марковин, отверг попытки математической систематизации, он сам и его соратник Пшемаф Улагаевич Аутлев систематизировали дольмены на пять основных групп.

1. Плиточный – самый распространенный тип дольменов, порядка 90% от общего количества известных. Название происходит от формы, и принципа строительства. Сооружался из пяти массивных каменных плит (отсюда и название), Четыре плиты составляли стенки, пятая – перекрытие. Имеет форму усеченной пирамиды толщина стен от 30 до 60 см. С большой осторожностью В. И. Марковин, проведя тщательные измерения, вывел пропорцию соотношения фронтальной, тыловой и равных боковых плит. Оказалось, что у строителей дольменов существовал определенный архитектурный модуль, т.е. единица измерения, которой, починялась вся конструкция. Модуль этот равен 1\10 фронтальной плиты. Общая пропорция большей части плиточных дольменов составляла 10 х 12 х 8 (соотношение фронтальной, боковой, и тыловой стороны соответственно, внутренней камеры дольмена).

Плиты массивны, отесаны и по толщине не уступают современным искусственным панелям. Надо не забывать что, никаких кранов и тягачей в эпоху возведения древних сооружений не было.
Дольмены в полном смысле этого слова творением рук человеческих. Историки единодушно рассматривают их как древнейшие памятники архитектуры. Именно с описания мегалитов начинаются почти все учебные курсы истории зодчества, ведь в произведениях архитектуры неразрывно сочетаются решения практически необходимых утилитарных задач, с чисто художественным творчеством. Каждой эпохе соответствует свои архитектуры, образы которой активно воздействуют сознание чувства человека. Следует добавить, что архитектура – это не только строительное дело или чисто художественное творчество; это синтез того и другого.
Известный искусствовед Михаил Владимирович. Алпатов, изучая древние мегалитические памятники как архитектурные сооружения, писал: «Можно себе представить с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения взирали на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня». Строя дольмен, человек по его словам «путем нагромождения материала ограничивает пространство; впервые здесь ясно противопоставлены несущие и покоящиеся части; противопоставление это стало основой архитектуры» Из внутреннего пространства дольмена «должен был развиться внутренний интерьер» - «В дольменах проявляется начало порядка, в первую очередь ритма, начало которое в тех или иных формах стало основой художественного языка архитектуры». К этим качествам можно добавить пропорциональность и масштабность, ибо они создают ощущение прочности и грандиозности. Как правило, материалом для строительства дольменов были песчаники и кварциты. И чем мягче был камень, тем более правильную форму имели сами дольмены и плиты их составлявшие. Археологи с большой достоверностью восстановили технологию постройки этих гробниц. Сначала откалывалась от пласта массивная глыба приблизительно подходящая по толщине. По контуру будущей плиты выбивался тонкий желоб глубиной около 1 см. Через 20-30 см., по периметру будущей плиты (по желобу), просверливались сквозные отверстия в которые плотно вбивались деревянные клинья. После этого желоб поливался водой, и через некоторое время дерево разбухало, и камень трескался. Получалась заготовка для будущей дольменной плиты.

археологи нашли и неиспользованные заготовки будущих плит, и инструменты с помощью которых эти плиты обрабатывались. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. После тщательной огранки и подгонки плиты транспортировались к месту сборки (порой за несколько километров, учитывая горно-лесистую местность). Транспортировка происходила по-видимому с помощью как человеческой тяги, так и тяги волов. Транспортировали плиты на брёвнах-катках, поочередно подкладывая их под передвигаемую плиту (похожим способом транспортировался знаменитый Гром-Камень, для памятника Петру в Петербурге). Место для сооружения выбиралось не случайно, не далеко от воды (как правило по берегам рек), и на возвышенности, или на склонах гор (обычно, это места откуда хорошо виден закат). Выкладывалось мощное каменное основание из двух-трех крупных камней, реже из одного. Для плиточных дольменов, выбивались пазы в местах стыков плит и начинался их монтаж. Сначала устанавливались фронтальная и тыловая плиты с помощью подпорок, а затем к ним с боковых сторон пристыковывали боковые плиты. Стыки так плотно подгонялись, что у сохранившихся дольменов в них не просунешь и лист бумаги. Иногда сооружалось капище вокруг дольмена, предназначенное скорее всего для ритуальных жертвоприношений. После этого делалась земляная насыпь с одной из сторон постройки, и по ней накатывалась верхняя крышка-плита. Отверстие закрывалась грибовидной каменной пробкой. Исходя из того, что дольмен весит как правило несколько тонн, то по расчетам археологов в его постройке участвовало примерно 50 – 70 человек. Не сразу дольмен становился гробницей. Есть дольмены в которых никогда не было погребений, этот факт говорит о том, что скорее всего дольмен не строился для конкретной личности, а захоронение в нем производилось, через определенный период, после его возведения. Все плиточные дольмены имеют «портал» т.е. выступают на 30-40 см. за место стыка фронтальная и боковые плиты. Наличие портала некоторые ученые связывают, с тем, что дольмен олицетворял переход в потусторонний мир. И портал таким образом мог изображать ворота. Так это или нет, но у некоторых дольменов такой массивный портал, что приходилось делать для него дополнительные подпорки. Все плиты дольмена имели в плане форму трапеции, а в общем плиточный дольмен имеет форму усеченной пирамиды, что обеспечивает общую прочность конструкции.

Таким образом, постройка расширяется к основанию и к «порталу».

2. Следующий тип дольменов – систематизированный Марковиным – составной дольмен, который построен не из пяти огромных плит, а из большего количества меньшего размера камней. Анализ исследования этих построек показал, что сначала это было вынужденной мерой, т.к. могло не хватать крупных камней и их заменяли более мелкими деталями.
Найдены дольмены, у которых в основании три монолита и одна из стен сложена из нескольких каменных блоков. Позднее составной дольмен становится самоцелью его строителей и благодаря большей пластичности архитектуры этих построек, начинают появляться дольмены самой необычной формы.
Даже круглые в плане, хотя надо отметить, что составные дольмены сравнительно редко встречаются. Этому есть несколько обоснований. Во – первых они в силу конструкционных особенностей менее прочны, и менее устойчивы к стихиям и варварству человека. Во-вторых, в силу большей сложности технологии их соорудили меньше.

3. Не меньший интерес вызвали т.н. «корытообразные» дольмены – это третий вид дольменов выделенный В.И. Марковиным. В самом названии их разгадка их особенности.
В большой каменной глыбе выдалбливалась камера дольмена, огранивалась наружная часть камня. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. Затем на получившееся «корыто» монтировалась крышка. Эти дольмены в силу более сложной технологии постройки также редки.

4. Еще реже «корытообразных» и «составных» встречаются монолитные дольмены, которые значительно меньше всех остальных. Само название говорит об их структуре - они выдолблены в крупной глыбе. При этом обязательно имитируется «портал», что говорит об их, более позднем происхождении, чем плиточных дольменов. Встречаются крайне редко.

5. И наконец в пятую группу можно выделить «ложнопортальные» дольмены. Название их происходит от странной особенности конструкции. Если у всех дольменов с порталом, отверстие расположено на вертикальной оси симметрии, то у «ложнопортальных» дольменов отверстие либо вообще отсутствует, либо находится в тыловой или боковой плитах. Чем объясняется такая особенность их постройки ученые пока не берутся ответить достоверно. Этих дольменов тоже очень мало, можно сказать единицы. Самый из них близкий к Анапе находится в долине р. Жане.

Находки первичных предметов, положенных в дольмены их строителями, помогают археологам ответить на некоторые исторические вопросы относительно носителей этой материальной культуры. Например то, что, несмотря на более поздний период существования дольменной культуры. Гончарное и металлургическое производство было на уровень ниже, чем у носителей «Майкопской» культуры. Так же археологи так и не смогли найти остатков поселений строителей дольменов, что пока непонятно. Видимо все свои достижения эта ушедшая цивилизация воплощала в этих грандиозных сооружениях, обращая меньшее внимание на бытовую сторону жизни. И по сей день дольмены, их история несмотря на огромный к ним интерес и со стороны науки, и со стороны обывателей, остаются величайшей загадкой человечества.

vk-video

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом