Культура, традиции, религиозные представления, легенды и сказания древнего населения Прикубанья - меотов, скифов, сарматов - оставили свои следы в истории и культуре народов Северного Кавказа, прежде всего адыгов и осетин. Наиболее известны сказания нартского героического эпоса. Его герои - богатыри нарты. Легенды о них восходят к временам скифов и сарматов, многие сюжеты близки описаниям быта и обычаев скифов, данным Геродотом. Это и поклонение мечу, и легенды о волшебной чаше, из которой могли пить только славные герои.
Центральная фигура нартского эпоса - женщина Сатанэй (адыг.), Сатана (осетин.). Сатанэй - душа общества нартов, мать народа, воспитательница и наставница главных героев Сосруко (адыг.), Сослана (осетин.) и Пэтэрэза (адыг.), Батрадза (осетин.). Она же и могущественная чародейка. Без её участия и совета не обходится ни одно событие в жизни нартов.
Высокое положение женщин в обществе нартов соответствует описанному античными авторами положению женщин в обществе сарматов, возможно - скифов и меотов. Сарматов называли «женоуправляемыми». Как говорится в одном из источников: «... жёнам своим во всём повинуются, как госпожам, девицу не прежде выдают замуж, чем она убьёт врага». Известны имена женщин - цариц и воительниц у меотов и скифов: Тиргатао, Амага, Тамйрис, Зарина.
Излюбленное животное скифов и нартов - олень. Легенды нартского эпоса описывают сцены героической охоты, которые встречаются на изобразительных памятниках скифов, меотов, сарматов. Среди них рисунки, процарапанные на стенках глиняных сосудов, изображения на украшениях из золота и серебра. Оленя в сказаниях эпоса часто именуют «восемнадцатирогим». Скифские олени в зверином стиле также имеют восемнадцать отростков на рогах. Подобных совпадений достаточно много.
Так фольклор кавказских народов сохранил и донёс до нас образы древнего мира из прошлого нашей Родины.