Анапа
Погода в Анапе
8 декабря, четверг
днем +9
ночью +8
ветер 8 м/с
Пасмурно, без осадков
Погода в Анапе
На главную
Главная Православная Анапа Храмы История храмов Анапы

История храмов Анапы

Святые храмы старой Анапы - исторический обзор событий:
- Прежде, чем стать светлым городом детства нашей  страны, история Анапы испытала множество превратностей судьбы – от процветания до полного забвения и сокрушительных трагедий. Город возник на заре человеческой цивилизации, из глубин столетий дошли до нас скупые начальные сведения, о нем писали великие историки и географы античного мира Скилакс, Скимн Хиосский, Помпоний Мела, Геродот, Страбон, Клавдий Птолемей, Стефан Византийский.
        В VII веке до н.э. на обширных землях к востоку от Азовского моря обитали племена синдов и меотов. Спустя столетие на берегу Анапской бухты возникло поселение Синдика или Синдская гавань - царская столица синдов, шумный торговый город.
        Синды были сильным племенем, превосходя в культуре и экономическом развитии соседние племена.В Vвеке до н.э. они создали государство.
        Религиозные устремления синдов были сродни древнейшим языческим верованиям многих народов и племен. Главным божеством было Солнце и они поклонялись ему, справедливо полагая, что животворные лучи Солнца - источник и мера всего сущего на земле.
        С постепенным проникновением в Синдскую Гавань греков колонистов все больше стал приобретать древнегреческий характер и стал именоваться Горгиппией. Греки-переселенцы истово почитали богов с Олимпа - благословенной горы Эллады.
        Современные исследователи (доктор исторических наук Ирина Тимофеевна Кругликова) вполне аргументировано говорят о том, что в городе было - воздвигнуто по меньшей мере четыре храма. Они посвящались верховному богу греческой мифологии Зевсу, покровительнице земледельцев, богине Деметре, покровительнице мореплавателей, богине Афродите Навархиде (она еще была богиней любви и красоты) и грозному богу морской стихии Посейдону.

История, к сожалению, не сохранила нам памятников о генуэзцах, возродивших наш город в ХIV веке под названием Мапа, поскольку вскоре, в последней четверти ХV века Анапа перешла во власть турок.
        В строениях Анапы турецкого периода отчетливо просматривался характер и облик всех азиатских городов: дома строились хаотично, как и где попало из камня, землебитного кирпича и турлука. По мусульманскому обычаю стены, обращенных к улице домов не имели окон наружу или обносились заборами. Извилистые улицы и переулки во многих местах были до того кривы и узки, что по ним с трудом можно было проехать рядом двум всадникам.
        Анапа при турках становится активным центром пропаганды ислама среди племен и народов Северного Кавказа и Черноморского побережья Кавказа. В очень маленьком городе было построено три мечети с минаретами. Есть основания предполагать, что они могли быть возведены на фундаментах разрушенных древнегреческих горгиппийских храмах, поскольку талантливые архитекторы и строители, выходцы из Эллады с великим тщанием выбирали для строительства культовых зданий самые лучшие места на возвышенности.
        В. Новицкий - действительный член Кавказского отделения Императорского Российского географического Общества - в статье "Анапа и Закубанские поселения" (1853 г.), - (Напомню, что река Кубань впадала в Черное море через Кизилташский лиман и именно земли нынешнего Анапского района назывались закубанскими или Закубанским краем) пишет о том, что местные черкесские племена (русские всех горцев, в том числе и адыгов именовали черкесами) еще со времен Юстиниана, т.е. в середине VI столетия приняли христианство.  С приходом турок, ногайских татар, усилением влияния на Кубани крымских ханов христианская вера аборигенов стала слабеть и постепенно вытесняться исламом. Надо отметить, что и в христианстве горцы не были последовательны, они усвоили и то не вполне одну лишь обрядовую часть христианства, постоянно смешивая ее с древними языческими обрядами.
        Приход турок в Анапу был - не простым. Местность эта принадлежала князю Заноко Магмет-Гирею, племени хегайк. Натухайцы, не желая иметь соседями турок, прозорливо говорили Магмет-Гирею не отдавать туркам Анапу, полагая, что здесь обязательно столкнутся интересы России и Турции и земля эта станет театром военных действий, что принесет аборигенам много бед. Князь отверг советы натухайцев, вследствие чего между натухайцами и хегайками то и дело происходили стычки. (Впоследствии, уже в 1812 г. племя хегайк было почти полностью истреблено чумою, а его остатки потеряли свою самобытность и полностью были ассимилированы натухайцами - одной из ветвей адыгейского народа).
        Н.И.Веселовский (1914г.), ссылаясь на исследования Ю. Клапрота и других историков, называет небольшое племя, жившее по реке Бугур (Анапка), именем шекагэ (в переводе означает приморский житель), во главе которого стоял род Заново. Владелец анапской земли Магомет-Гирей разрешил туркам построить в Анапе гостиный двор для купцов, а уж потом и укрепить Анапу от частых набегов натухайцев.
        Совершенно иную картину рисует Р.Лёгкий в книге «Портовый город Анапа» (1890 г.). По его рассказу старейшины родов натхуаджиского (натухаевского) племени не особенно благоприятствовали намерениям турок, не решаясь дать согласие на постройку крепости, но задобренные подарками и обольщенные обещаниями многих благ в будущем они в конце концов склонились на сторону турок и только один старейшина из сильного рода Сунако (сравните Заноко,Заново - это одно и тоже), впоследствии прозванный Калебатом, отверг все лестные предложения и упорно сопротивлялся строительству крепости на земле своего племени хегайк (или шекагэ). Но крепость была все-таки воздвигнута и названа Анапою. «Достойно внимания,- пишет Лёгкий, - что нога известного Калебата в течение всей его жизни ни разу не была в Анапе. Пока ненавистная ему крепость строилась, он нападал на неё со своими людьми и не раз повреждал и даже прекращал работы, откуда и получил название "Калебат", что значит разоритель крепости».
        По-видимому, версия Легкого ошибочна, хотя бы по той простой причине, что Калебат правильно переводится как «Кале» - крепость, «бат» – сильный, прочный, крепкий, т.е. в данном случае его называли как человека скорее способствовавшего созданию сильной крепости.
        По литературным историческим данным известно, что до 1781 г. городок, отданный туркам, был обнесен лишь земляным валом. Однако выход русских к Черному морю, в частности овладение русскими в 1774 г. Керченским проливом и Таманью, заставил турецкого султана заняться укреплением своего владычества на восточном берегу Черного моря и строительством сильной крепости в Анапе. Существует две версии о строительстве крепости: по одним данным ее построили по проекту французских инженеров, поскольку они были первоклассными специалистами в этом деле, по другим - она была построена самими турками с привлечением ногайских татар, проживающих в окрестностях с первой половины ХVII века среди черкесских племен, по проекту инженера Хусейна-аги.
        Н.И.Веселовский, крупный отечественный археолог, известный своими раскопками в Афросиабсе (древнего города, погребенного под землей вблизи Самарканда) и в окрестностях Анапы, имевший кстати дачу в нашем городе, так описал крепость: «Она состояла из семи бастионов, соединенных куртинами (куртина - часть крепостной стены между двумя бастионами; бастион - пятиугольное укрепление в виде выступа крепостной ограды), окружена одетым камнем рвом, шириною и глубиною в две сажени, упиравшимся концами в море и имевшими протяжение более 700 сажен. За рвом тянулся вал, а за валом устроен палисад. Со стороны моря Анапа имела утесистые берега». Он же сообщает, что турки перегородили реку Бугур (Анапку) плотинами и направили ее течение под самые стены крепости, перед Шегакскими воротами (теперь "Русскими"), т.е. непосредственно в парке 30-летия Победы, там, где сегодня расположен шахматный клуб и далее кафе.
        Нынешние старожилы рассказывают, что в те далекие времена по городу протекала маленькая речка Серебряная, впадавшая в Малую бухту, которую в прошлом веке засыпали, назвав улицу по которой она протекала Серебряной, теперь переименованную в улицу Ивана Голубца. Турецкие ворота, сооруженные в этом месте (пересечение улиц Крепостной и Ивана Голубца) русские называли Серебряными (до их разрушения в конце XIX века).
        Судя по тому, что торговый турецкий рынок находился на месте нынешнего Пушкинского сквера, надо думать, что въезд в крепость на рынок осуществлялся со стороны современной улицы Крепостной, прямо напротив сквера. Видимо там и находились еще одни (третьи) крепостные ворота.
        И.Т.Кругликова уточняет по данным других историков размеры рва: глубина до 8 метров, ширина до 16 м. Подступ ко всем трем воротам прикрывался пушечным огнем бастионов.
        В.Новицкий, а позднее Р.Легкий, приблизительно одинаково с Веселовским описывают крепость и называют длину крепостных стен в три с половиною  версты.
        Наш современник Г.В.Гридасов вспоминает, как уже после Великой Отечественной войны при строительстве гостиницы для моряков (по окончании строительства здание было передано под правление рыбшколы, позже - курортному совету по ул. Ленина, 4) во дворе был обнаружен подземный ход, вырытый рабами турок. Гридасов с группой молодых моряков спускался в него (ход был прорыт на глубине примерно 6-10 м), но далеко они пройти не смогли из-за частых обвалов. Идти по нему можно было только наклонившись. Он полагает, что ход шел от мечети (Онуфриевской церкви) через рынок в Пушкинском сквере, старое здание курзала и выходил на берег моря в районе Малой бухты. Говорят, что были и в других местах аналогичные ходы. Не исключено, что некоторые из них были прорыты еще рабами древней Горгиппии.
        В.П.Щепетев так описывает в I914 г. остатки турецкой крепости: «Город разделяется на   две части: старую, внутри вала, и новую - за валом. Начинаясь  от берега между маяком и кладбищем, в направлении к северу идет земляной вал со рвом, частью сохранившийся еще, частью - сравненный с землей». Теперь здесь - бульвар графа Гудовича. «Дойдя до базара (на месте сегодняшней Театральной площади и летнего театра) вал исчезает, сравнен с землей, но его направление указывают Русские ворота, а за ними к морю заметны остатки вал а, упирающиеся в море... Это все, что осталось от земляного вала, глубокого крепостного рва и высокой стены с зубцами... Еще лет 30 тому назад стена стояла, но затем камень ее был разобран для постройки домов; оставлены на память одни из трех ворот. Над ними сделана надпись «Русские ворота» и они обращены в часовню. Внутри стены лежал турецкий город, от которого теперь сохранилось только мечеть, обращенная в церковь св. Онуфрия, и дом комендантского управления, переделанный теперь в городскую гостиницу (судя, по всему это место теперь также занимает гостиница). Со стороны моря по берегу шел невысокий частью каменный, частью земляной парапет, из-за которого смотрели в море жерла орудий. Два-три из них сохранились и поставлены по углам Русских ворот; последние обнесены цепью, а столбами для цепи служат бомбы, брошенные турецким броненосцем в город в последнюю турецкую войну (1877-79 г.г.); бомбы к счастью не разорвались, подобраны и теперь служат напоминанием о последнем русско-турецком столкновении». "За валом раскинулся новый город, выросший только в последние 25 лет".
        В книге Щепетева есть фотография русских ворот. Деревьев вокруг них тогда не было. На фронтоне у входа, как и теперь, укреплена мраморная плита с надписью. Над воротами на тумбе стоял из блестящего металла крест. Надо заметить, что крест этот не просто православный христианский, а Георгиевский - один из орденов царской армии (по-моему им награждались солдаты и младшие офицерские чины). С другой стороны наверху (в сторону ул. Кубанской) был водружен российский флаг.
        По воспоминаниям старожилов (вплоть до Великой Отечественной войны) внутри часовни были два возвышения с подсвечниками, в нишах по сторонам были вделаны иконы. В часовне почти всегда, особенно много по праздникам, горели свечи. Несомненно, что часовня была открыта в память о русских воинах, погибших здесь в русско-турецкие войны и по всей вероятности поблизости захороненных в братских могилах.
        После того, как в 1828 г. Анапа была взята русскими, а в следующем году по мирному договору с турками окончательно была закреплена за Россией, началось заселение городка русскими и украинскими переселенцами (из средней полосы России и Малороссии). В городе первоначально был открыт молитвенный дом с освященным антиминсом (антиминс - плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа, который кладется на церковный престол при совершении обряда причащения. Это помещение раньше использовалось военным ведомством для нужд Адагумского казачьего полка, расквартированного в Анапе, а затем передано поселянам. Это был собственно ветхий сарай из самана, покрытый камышом, с земляным полом и был весьма беден, даже крест на здании был кривым. Молитвенный дом был посвящен памяти святых Онуфрия Великого и Петра Афонского, празднуемых православной церковью 12 июня - именно в этот день в 1828 г. и была взята Анапа штурмом русскими войсками под начальством генерал-адъютанта Меньшикова и при содействии Черноморского флота под начальством вице-адмирала Грейга. Дом этот просуществовал, до 26 мая 1876 г.
        Вблизи этого дома в дальнейшем (царь Николай I, посетивший Анапу в 1837 г. уже заходил в церковь) была открыта церковь, переделанная из турецкой мечети, построенной еще в ХVIII веке, и освящена также во имя преподобных Онуфрия и Петра.
        По мере заселения Закубанских земель в окрестностях Анапы на первом этапе вместо церквей открывались молитвенные дома. В станице Николаевской, ныне Анапской, во имя святого Николая, к этому приходу причислялась и станица Александровская, ныне Алексеевка. В Витязевой станице - молитвенный дом во имя святого Георгия, в Суворовской - во имя Святой Троицы, в Благовещенской – во имя Благовещения. Алексеевка, Витязево и Благовещенская вошли теперь в состав города.
        Стараниями благочинного католических церквей в 1-м и 2-м Отделениях Черноморской Береговой Линии, ксендза Калиновского в 1850 г. в Анапе приступили к постройке католической часовни за счет добровольных пожертвований.
        Анапский первой гильдии купец Михаил Попов, армянин по национальности, строит на свои средства армяно-григорианский молитвенный дом.
        К середине XIX столетия в Анапе насчитывалось 1354 человека православных христиан,40 жителей армян-григориан,17 католиков и несколько человек мусульман.
        В 1855 г. (во время известной Крымской войны) 25 мая Анапа была оставлена русскими войсками и жителями (последние ушли за Кубань на Тамань и в ее окрестности). Предварительно, по приказанию вице-адмирала Серебрякова крепостные стены города были разрушены и все здания сожжены. 10 июля 1856 г. совершилось четвертое и последнее взятие Анапы русскими войсками.
        С этих пор Анапу стали заселять преимущественно выходцами из следующих губерний: Тамбовской, Самарской, Таврической, Херсонской, Тульской, Курской, Харьковской, Черниговской, Полтавской, Екатеринославской, Владимирской, Орловской, Воронежской, Бессарабской области и выходцами из Турции, даруя им всевозможные льготы и привилегии, надеясь таким путем привлечь людей к заселению Закубанья.
        После Крымской войны в 1856 г. Анапа, как город, была упразднена именным Высочайшим указом Правительствующему Сенату 31 марта I860 г. Но в 1866 г. вновь была учреждена городом на основании Положения о заселении Черноморского округа, Высочайше утвержденного 10 марта 1866 г. В порядке гражданского общего управления Анапа и Новороссийск были подчинены начальнику Кубанской области, а в административном отношении образовали с прибрежными поселениями особый Черноморский округ, причисленным к землям Закавказского края.
        В 1855 г. православный храм был сильно разрушен и, после возвращения русских в город, служба была вновь перенесена в старый молитвенный дом. В соответствии с планом, утвержденным Кавказским Наместником 16 июня 1871 г. храм начал восстанавливаться и 12 июня 1874 г. торжественным богослужением и освящением церковь святых Онуфрия Великого и Петра Афонского была вновь открыта.
        Стены церкви были воздвигнуты из камня, верх был деревянным из трех глав, крытых железом. Храм был сооружен на средства анапского городского общества, главным образом, на раскладочные по общественному приговору. Сбор составлял с начала по 5 руб., а затем был еще увеличен на 2 руб. Строительство храма обошлось примерно в 24 тысячи руб.
        Постройкой храма ведал избранный населением комитет под председательством начальника города, капитана Яновсково,но фактическим руководителем и инициатором этого дела был бывший начальник Черноморского округа, генерал-майор в отставке Д.В.Пиленко, который выбрал Анапу для постоянного местожительства.
        В русско-турецкую войну (1877-78 г.г.) в 9 часов утра 2 января 1878 г., расположенный в Анапе. 5-й пеший пластунский батальон, завидев в море турецкий броненосец, обстрелял его из 4-х фунтовой пушки тремя холостыми выстрелами. В ответ на это броненосец в течение трех часов обстреливал город, дав из 8-ми пудовой пушки 80 выстрелов, и затем скрылся за горизонтом.
        Одна из бомб повредила церковь в восьмирике, пострадало и несколько домов. К счастью бомбы не разорвались, убытки исчислялись всего 2-мя тысячами рублей. Как значится в церковной летописи: был убит один пластунский офицер и одна лошадь, да 3-го января два мальчика, разряжая неприятельские бомбы, с целью извлечения пороха были разорваны от взрыва одной их них. На месте повреждения церкви бомбою на вылет, после ремонта был изображен красками черным круг - напоминание грядущему потомству о поражении святыни неприятелем.
        В 188I г. в церкви был устроен придел в честь святого благоверного князя Александра Невского.
        Вокруг церкви была сделана ограда, снизу до середины каменная, а выше деревянная решетчатая. В ограде церкви еще в 1837 г. был погребен Николай Павлович Батюшков,21 года, родственник известного русского поэта.
        В 1888 г. рядом с церковью в каменном доме была открыта церковно-приходская школа на 30 учащихся.
        С восточной стороны церкви ( на месте пансионата «Мотылек») было расположено самое крупное в Анапе двухэтажное здание, которое в виде буквы П занимало почти целый квартал по Кубанской улице и состояло из 30 больших комнат. В здании размещался военный госпиталь, а затем был передан военными городу. В 1889г. городские власти продали его товариществу Санкт-Петербургской табачной фабрике А.Н.Богданову и К° за 4700 рублей. Оно использовалось как складское помещение для хранения сотен тысяч пудов листового табака.
        В 1836 г. в южной части Анапы, на высоком берегу моря было открыто городское кладбище, в центре которого была построена часовенка. На кладбище сохранилось немало ценных надгробных памятников. В 1890 г. стараниями полицеймейстера С.К.Голуба оно было обнесено оградой из местного камня на добровольные пожертвования горожан. В 1977 г. кладбище было закрыто для захоронений и теперь очень важно анапчанам, общественности города, местному отделению ВООПиК с высоким уважением к праху предков правильно определиться с его дальнейшей судьбой.
        По свидетельству родоначальника курорта, человека глубоко верующего, В.А.Будзинского существовавшая церковь не могла уже вместить и пятой доли жителей, желавших в храме Божьем «помолиться, забыться от мирской суеты, зла и страстей». Поэтому 15 августа 1893 г., при большом стечении горожан после совершения благодарственного молебна, была совершена торжественная закладка новой церкви на имя святых пророка Оссии и Андрея Критского, в память о чудесном спасении жизни Их Императорских Величеств и Августейшей семьи во время крушения царского поезда 17 октября 1888г. Церковь сооружалась на средства горожан по инициативе всё того же Д.В.Пиленко. Заканчивал строительство его сын 1.Д.Пиленко, избранный тогда городским головой. Церковь находилась на месте нынешней площади Советов. Это был высокий храм из красного кирпича со звонницей, поэтому ее иногда называли Красной церковью.
        Надо заметить, что обе церкви в народном обиходе именовались только именами первых взятых, одна называлась Онуфриевской, другая - Оссиевской. Судьба Оссиевского храма оказалась печальной. В советские годы, в период силовой антирелигиозной кампании по всей стране она была до основания разрушена, говорят - взорвана.
Онуфриевскую церковь верующим прихожанам удалось отстоять, подкрепляя свой протест против разрушения тем фактом, что она помимо культового назначения является и историческим памятником. Но и ее, в конце концов, закрыли, а в 60-х годах за неимением лучшего она была передана Дому пионеров. При этом сильно пострадал не только интерьер храма, но и архитектурный стиль памятника. В 1990 г. церковь возвращена верующим и теперь находится на реставрации.

Баклыков Л.И.

Поделиться с друзьями:


Похожие материалы:

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом

Информация
Карты