Анапа
Погода в Анапе
8 декабря, четверг
днем +3
ночью -4
ветер 4 м/с
Пасмурно, без осадков
Погода в Анапе
На главную
Главная Православная Анапа Храмы Православные Храмы Анапы

Православные Храмы Анапы

Христианство в районе  Анапы  имеет  давние  корни.  Еще  лежала Русская Земля во мраке язычества, еще предки наши  приносили  кровавые жертвы Перуну и Велесу,  а  здесь,  в  Причерноморье,  в  православных общинах и храмах люди уже славили Христа. Согласно преданию,  в  1  в. н.э. в этих местах проповедовал апостол  Андрей.  Как  свидетельствуют данные археологии, небольшая христианская община уже в IV-V вв. была в Горгиппии,  здесь  при   раскопках найдены культовые тарелки с христианской символикой и надгробия с  изображением  крестов.  Однако, едва ли среди ранних христиан были иерархи, способные на свои средства соорудить храм. 
   Многие века эти земли  были  полем  сражений  готов  с  гуннами, гуннов с эвдусианами, которых сменили воинственные хазары. В середине Х века  на Тамани  появляются  славяне-руссы.  Очевидно, это было связано с походом киевского князя Игоря на Византию в 944 году. Его сын Святослав Игорьевич в ходе хазарского  похода  захватил  город Тмутаракань (cегодня станица Тамань    Темрюкского    района).
   В 985-986г.г. Тмутараканское феодальное княжество, южные границы которого проходили в районе нынешней Анапы, перешли под власть Киевской Руси. Будучи обособленным от других древнерусских княжеств, Тмутаракань становится важным политическим, стратегическим и культурным центром Северного Причерноморья. Наибольшего расцвета Тмутараканское княжество достигло в  ХI  веке. Здесь возводились монастыри и церкви, чеканилась своя монета, были хорошо развиты различные ремёсла. Дважды побывал в княжестве и долгое время жил в нём один из первых русских летописцев – Никон, по предположению которого именно здесь, в городище станицы Голубицкой произошло крещение русов в 869 г. Кириллом и Мефодием («Фотиево крещение»).
   С историей христианства связана гора Бориса и Глеба у Ахтанизовского лимана, где в XI веке был построен летописцем Никоном мужской монастырь; здесь же и Фанагория, где в  XI  веке  была основана христианская епархия, в этих же местах и станица Тамань, где, как сообщает «Повесть временных лет», князем Мстиславом в XI веке была построена церковь Покрова Богородицы в знак победы над касожским князем Радедею, и совсем рядом мыс Панагия, где был расположен христианский храм, рухнувший в море.
    В  1894 г. киевский археолог Ю. А. Кулаковский доставил в Керченский музей древностей каменную плиту с греческой надписью, найденную «в 25 верстах от Анапы в виноградниках Хан-Чокрака».  Тогда же фотография плиты и эстампаж надписи были переданы известному эпиграфисту В.В.Латышеву, который перевел ее и включил в изданный два года спустя «Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России». Надпись, согласно предложенному переводу, гласила: «Преображение Христово. За душевное согласие себаста Артемия».
   По мнению В.В.Латышева, это сообщение о сооружении неким духовным сановником себастом Артемием церкви или часовни во имя Преображения Господня за свое душевное спасение. Плохая сохранность надписи не позволила исследователю датировать памятник. Понятно лишь, что она относится к средневековью и свидетельствует о том, что где-то в районе Анапы в средние века был воздвигнут  христианский  храм.
      Возникал вопрос, где же и когда это произошло? Определению места и времени сооружения храма Преображения Господня помогло детальное изучение исторической топографии  Анапского района. «Виноградники  Хан-Чокрака»  очевидно  следует  отождествлять  с землями,  принадлежащими  известной  семье  Пиленко,  имение   которых именовалось Хан-Чокрак.  Несомненно и то, что подобная  церковь  могла находиться только в достаточно крупном  населенном  пункте  и,  прежде всего, необходимо отыскать его археологические остатки. В1927  году   археологической   экспедицией под руководством А.С.Башкирова на окраине хутора Уташ Анапского района был зафиксирован обширный христианский могильник. Древнее кладбище было обнаружено благодаря многочисленным находкам каменных  надгробий  с  изображением крестов, собираемых местными жителями для строительных нужд. Только в каменной ограде  участка  А.Мазанкова  археологи  насчитали  70  таких памятников.  Несколько христианских надгробий было найдено на окраине Уташа в 70-х гг.  анапским  археологом  А.И.Саловым.  В  настоящее  время  они экспонируются в Анапском музее. Все памятники изготовлены из местного известняка и  имеют  форму стелл с полукруглым верхом, на  которых  в  низком  рельефе  выполнено изображение  креста  с  расширенными  концами,  заключенного  в  круг.
   Подобные  надгробия  хорошо  известны  по  находкам  на   христианских некрополях Крыма, где они бытовали достаточно долго – с IV по V вв. Открытие обширного могильника с большим количеством христианских надгробных  памятников,  несомненно,  указывало на то, что где-то поблизости должны находиться остатки крупного средневекового населенного  пункта,  являющегося   христианским  центром.  И такой археологический памятник был найден.
    В1986 году на противоположном от могильника  берегу  речки  Уташ сотрудники  Анапского  археологического   музея   обнаружили   остатки обширного раннесредневекового поселения. Собранные на распаханной  его части  обломки  керамической  посуды  и  другие   предметы   позволили датировать  памятник  VIII-X  вв.  Обильное  скопление   золы,   кускиобожженной   глиняной   обмазки,   разрозненные   человеческие   кости указывали, что поселение погибло  в  результате  трагических  событий,сопровождавшихся  пожаром.    Находки   позволили   отнести   Уташское поселение к  древностям  салтово-маяцкой  культуры  –  археологической культуры Хазарского каганата.
   Открытие  поселения  позволило  вспомнить  о  некоторых   давнихнаходках. Так  А.С.Башкиров  в  своем  отчете  упоминает  о  мраморномкарнизе, обнаруженном в 1923 г.  в  окрестностях  Уташа.  В  дневниках А.И.Салова есть сообщение  о  нахождении  там  же  капители  мраморной колонны. На самом поселении  при  его  осмотре  были  подняты  обломки керамической черепицы. Все эти детали, несомненно, принадлежали какой-то  монументальной  культовой  постройке,  некогда   находившейся   натерритории Уташского поселения.
           Возвышенность, которую  занимал  этот  средневековый  населенный пункт, от места, где  располагалось  имение  семьи  Пиленко,  отделяетвсего-навсего 5 км.  Несомненно,  что  в  конце  XIX  века  эти  земли занимали «виноградники Хан-Чокрака». Таким  образом,  где-то  здесь  и была  найдена  плита  с  надписью,   а   перечисленные   архитектурно-строительные фрагменты, с большой  долей  уверенности,  можно  считать деталями упомянутого в ней храма Преображения Христова, сооруженного вVIII-X вв.
    Судя по всему, Уташский храм  соответствовал  раннесредневековым христианским канонам. Это, вероятно, было небольшое, крытое черепицей, прямоугольное здание с полукруглой  апсидой,  где  размещался  алтарь, возможно с портиком из колонн при входе. Обычно ось храма (от  входной двери к центральному окну апсиды) совпадала с направлением  на  восход солнца в день того святого или праздника, которому он был посвящен.  В данном случае, это должна была быть точка восхода светила 19 августа.
    Уташское  поселение,  как  отмечалось,  погибло  в  X   веке   в результате каких-то  трагических  событий.  Из  письменных  источников известно, что в 932 году население  Алании,  потерпевшее  поражение  в войне за независимость с Хазарией, согласно  условиям  договора,  было вынуждено изгнать греческих епископов и священников, а также разрушить храмы. Иудейские правители  Хазарии  видели  в  православной  Византии серьезного противника и расценивали проповеди христианских священников как политическую антииудейскую пропаганду.
    Надо полагать, что  гонениям  подверглись  не  только  христиане Алании, но и православное  население  в  других  регионах   Хазарского каганата.  Отголоском  этих  драматических  событий  и  стала   гибель Уташского  поселения,  а   вместе   с   ней,   вероятно,   прекращение существования древнейшего на анапской земле христианского храма.

Возвращение православия на анапскую землю.

   С XV века до первой половины XIX века анапские земли  находились под турецким  владычеством,  поэтому  планы  России  по  присоединениюЧерноморского побережья Кавказа упирались в  Анапу. Известный  историк профессор Н.И.Веселовский писал: “Далеко не первоклассная,  но  крайне зловредная  в   политическом   отношении   турецкая   крепость   Анапа потребовала  от  Российского  государства  такого  количества  военных походов, как армии, так и флота, какого  не  вызывала  никакая  другая неприятельская крепость и более сильного сооружения».
    Для полного осуществления своих планов по захвату крепости Анапа было предпринято шесть военных походов,  последний  состоялся  в  1828 году.  Он был  подготовлен  особо  тщательно,  и  12  июня  1828  года русские войска по пробитой в крепостной стене бреши вступили в Анапу и водрузили императорский флаг.
   Помимо крупных военных трофеев русские взяли  в  плен   около  4 тысяч турок. Так закончилась 40-летняя  борьба между Турцией и Россией за  обладание  крепостью  Анапа.   По   Андрианопольскому   миру   она окончательно перешла к России.
  Строения  крепости,  разбитые  бомбами  и  ядрами,  по  описанию военного историка В.А.Новицкого, находились в жалком  состоянии.  Даже усилиями местного гарнизона они  едва  могли  быть  приспособлены  для временного жилья. Более населена была северная часть, около крепостных ворот, обращённых к морю. При взятии крепости здесь находилось  до  50 домов и лавок из землебитного кирпича. А юго-восточная часть Анапы  не имела никаких особых строений.
   Дома в крепости  строились  где  попало,  стены  выводились  без окошек наружу или  огораживались  забором.  Извилистые  проходы  между рядами домов  были кривы и настолько узки, что два всадника  с  трудом могли проехать рядом.
   Постепенно в Анапе налаживалась  мирная  жизнь.  Главная  мечеть крепости  была перестроена в православную церковь.
   В  архивах  сохранился  рапорт  командира  Анапской   инженерной команды инженера-полковника Окинца  от 31 октября 1833 г.  с  просьбой использовать  взаимообразно   для   строительства   домов   поселенцев материал, предназначенный для  греко-российской  церкви  и  «Приказ  о разрешении  использования  материалов».   Строительство   храма   было закончено  к 1837  г,  тогда  же  состоялось  освещение  храма  святых  Онуфрия Великого и Петра Афонского, день памяти которых празднуется 12 июля, в день, когда Анапа была занята русскими войсками.
   В  1836 году в южной  части Анапы на высоком  берегу моря было открыто  городское  кладбище,  в центре которого  была  построена часовня. «Русские» ворота, сохранившиеся от турецкой  крепости,  также выполняли функцию часовни, где служили панихиды  в  память  о  русских воинах, погибших в русско-турецких войнах.
   Знаменательным событием в биографии  Анапы  стало  её  посещение императором Николаем I в 1837  году.  23  сентября  в  11  часов  утра выстрел из крепостной пушки  возвестил  о  прибытии  Государя.  Прежде всего, он поехал в  Онуфриевскую  церковь,  затем  осмотрел  бастионы, принял  парад  анапского  гарнизона.  По  окончании  смотра  император посетил госпиталь, обошел все палаты,  причём двум солдатам  самолично пожаловал по Георгиевскому кресту.
   Шли годы, но условия жизни в Анапе почти не менялись,  и хотя  в 1846 году  царским Указом Анапа была объявлена городом, это  мало  что изменило в его облике. Задержала его развитие и  Крымская  война, во время которой русские войска вынуждены были  покинуть  город,  который заняли отряды горцев под командованием Сефер-бея.
   Крымская война закончилась, и 10 июля 1856 года  русские  войска вновь вошли в город.

Из истории храмов святого Онуфрия Великого и святого Серафима  Саровского.

    B настоящее время  в  городе  с  постоянно  растущим  населением действует только два храма - святого преподобного Серафима Саровского и святого Онуфрия Великого. Храм святого Онуфрия Великого был построен в 1829 году на месте турецкой мечети, а в 1855 году он был разрушен  турками  в  ходе Крымской войны. В Харьковской типографии “Печатное дело” в 1900 году вышла книга с названием  “Анапа. Её прошедшее,  настоящее  и  будущее”.  Её  автор скрывается за инициалами “В.Б.”, но, несомненно, написал эту  книгу  и издал врач Владимир  Адольфович  Будзинский,  с  чьим  именем  связано становление Анапы как курорта. В.А.Будзинский  сообщает,  что  в  1874 году была  возобновлена  служба  в  церкви  Святого  Онуфрия  и  Петра Афонского. Тогда церковь еще только восстанавливалась.
   Окончательно восстановленный храм был вновь открыт 12 июня  1876 г. Он был практически заново построен на средства городского общества, главным образом, «на  раскладочные  по  общественному  приговору  со сбором 7 рублей с каждого».  Строительство храма обошлось  примерно  в 24 тысячи рублей.
    В 1964 году, во времена хрущевских гонений, Онуфриевский  храм  был закрыт, а позже, с него был снят купол, и его переоборудовали  под Дом пионеров и школьников. В 70-е годы  здесь  проводились  пионерские  слеты и пленумы  городского Совета  пионерской  организации,  работали пионерские кружки.  Трудно  было  представить,  что  когда-то  в  этом здании была церковь. Когда верующие  из  0нуфриевского  храма  остались  без  своего единственного прибежища, они собрали деньги и купили дом у  отставного офицера на ул.Гребенской. Дом был переделан под  небольшую  церковь  и получил название в честь того же св. Онуфрия Великого. С 1964 по  1993  г. этот храм был единственным на весь Анапский  район. 25  декабря  1991  года  администрация  передала  Дом  пионеров верующим, и с этого момента началась его  реконструкции.  Когда  в1993 году храм был восстановлен, половина прихода перешла  туда,  а  другая половина осталась в храме на  улице  Гребенской.  Вначале  его  хотели сделать подворьем 0нуфриевскаго храма, но по просьбам многих  верующих он остался храмом и по благословению митрополита Исидора был освящен в честь святого преподобного Серафима Саровского. Память о храме св. Онуфрия  сохранили  наши  земляки,  находясь вдали от России. В октябре 2001 года в  Анапе  проходила  конференция, посвященная 110-й годовщине Матери Марии - человека, который всю жизнь посвятил служению людям. Имя Матери  Марии  (Е.Ю.Кузьминой-Караваевой, урожденной Пиленко) известно во всем  мире.  На  конференцию  в  Анапу приезжал  двоюродный  брат  Елизаветы   Юрьевны   -   Пиленко Сергей Владимирович, который в настоящее время живет в Париже. Сергей Владимирович посетил в Анапе церковь св. Онуфрия,  где  был  крещен  в детстве. Прожив 80 лет в Париже, он все равно  считает  себя  русским, анапчанином. Радуется, что вновь увидел обновленный храм...
   Церковь  св.  Онуфрия   Великого   —   уникальное   сооружение, появившееся на фундаменте главной мусульманской мечети. Она пережила и советские  времена,  будучи  переоборудованной  в   Дом   пионеров и школьников. А теперь восстановлена и отреставрирована заново, вновь ее золотой купол радует жителей и гостей нашего города. Колокольный  звон напоминает о течении времени...

Поделиться с друзьями:


Похожие материалы:

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом

Информация
Карты